Кто может стать успешным CEO (интервью)

  • 08.01.2019 / 07:36
    • Кассандра Франгос - автор книги «Сломайте код восхождения на корпоративную вершину: как успешные лидеры попадают вверх».

  • Просмотров: 106
Подписка на рассылку новостей и бизнес встреч

Кто может стать успешным CEO (интервью)

Кассандра Франгос - автор книги «Сломайте код восхождения на корпоративную вершину: как успешные лидеры попадают вверх». Ранее она возглавляла в Cisco направление «Глобальные управленческие таланты»; в 2015 году руководила процессом передачи дел тогдашним CEO Джоном Чемберсом Чарльзу "Чаку" Роббинсу, который стоит у руля компании сейчас.

Каждый ли на самом деле мечтает сесть в кресло гендиректора?

Кто может стать успешным CEO (интервью)

Не думаю. Есть индивиды, которые сразу ставят себе конкретную цель - попасть на самый высокий уровень. Однако у многих управленцев — это стремление формируется со временем. По мере продвижения на высшие ступени они хотят заниматься целой организацией.

А какие мотивы ими движут?

Кто может стать успешным CEO (интервью)

Например, Джон Чемберс никогда не ориентировался на малые цели. Он поставил перед собой задачу «Хочу изменить мир с помощью технологии». И это было сделано - трансформировались целые страны. Чемберса мотивировали не только возможность управлять компанией, но и стремление улучшить жизнь людей. Ежедневно он получал обновленный перечень сотрудников, в чьих семьях кто-то серьезно болел. А потом звонил CEO Стэнфордского медицинского центра или Массачусетской клинической больницы и говорил: «У меня есть такой-то работник, его семье нужна помощь». Конечно, не все стремятся изменить мир. Но есть немало управленцев, которые хотят влиять на стратегию всей компании, а не замыкаться в пределах своего подразделения или функции.

Должность СЕО - это очень отдаленная цель. На пути к ней вас может сопровождать как удача, так и неблагоприятные события. Нужно быть готовым ко всему. Поэтому часто дается рекомендация: «Не смотрите слишком далеко, как можно лучше делайте то, что можете сделать сейчас. Впоследствии это поможет вам прийти к желаемому результату». Что вы думаете по этому поводу?

С одно стороны, абсолютно с этим согласна. Один топ-менеджер сказал мне: «Вы должны достигать хороших результатов на своей должности - иначе вас не будут рассматривать в качестве кандидата на высшую позицию». С другой - те, кто хотят занять место в директорских кабинетах, должны смотреть на два-три шага вперед. Если вы хотите стать, например, финансовым директором, то надо непрерывно спрашивать себя: «Какой еще опыт я должен получить, чтобы подготовить себя к роли СЕО?»

Нужно стремиться не к должности как таковой, вы должны знать, какие конкретно навыки необходимо освоить и иметь хорошее представление о будущем профессии или отрасли. Многие маркетинг-директора говорили мне: если бы они не схватили то, что цифровой маркетинг становится трендом, если бы не получили соответствующих умений, на их месте был бы кто-то другой.

Как сейчас выглядят в компаниях высшие ступени?

Кто может стать успешным CEO (интервью)

В основном топ-менеджеры подчиняются гендиректору. Но он может организовать это иначе. Например, когда Чак Роббинс принял у Джона Чемберса руководство Cisco, он решил перейти к более «плоской» оргструктуре, а также увеличил численность топов. Сейчас это в определенной степени является тенденцией: многие гендиректора хотят непосредственно взаимодействовать с различными участками бизнеса - с маркетингом, R&D, технологической сферой и др.

Когда 15-20 лет назад Вартонский профессор Питер Каппель проводил исследования, CEO напрямую подчинялись шесть топов, а сейчас - около 12-13. Уменьшается количество фирм, в которых есть должность операционного директора. Теперь ее имеют только 30% компаний из списка S&P 500.

А какие мотивы ими движут?

Кто может стать успешным CEO (интервью)

Сейчас организациям нужен прямой контакт между высшей ступенью и отдельными подразделениями. Каждый по-разному определяет содержание функции COO, но при этом хочет иметь более прямой доступ к разным участкам бизнеса без промежуточного управленческого уровня.

Компании, которые все еще имеют функцию COO, используют ее как «испытательный полигон» для кандидатов на должность CEO. Роль операционного директора очень хорошо показывает, как будет работать индивид, когда сфера его ответственности существенно расширится.

Часто приходится слышать: «То, что привело вас в этот пункт, не приведет в другой». Какие качества нужны, чтобы попасть из низших уровней на высшие?

Кто может стать успешным CEO (интервью)

В разных компаниях разные требования, но можно выделить несколько стержневых аспектов. Первый - это управленческий стиль, в большей степени ориентированный на сотрудничество и инновационность. Лидеры, которые росли как управленцы в административно-командной среде, должны отказываться от привычных методов, потому что сейчас в компаниях формируются динамичные оргструктуры, когда, скажем, члены виртуальных команд работают в условиях как минимум двойного подчинения.

Второй - развитость эмоционального интеллекта и знание психологии людей. Это один из участков, где руководители часто терпят крах, потому что не думают о «мягкой» стороне менеджмента.

Еще одно, чрезмерное самолюбие никогда не поможет вам подниматься все выше и выше. Я ставила многим топам вопрос: «Что заставило сойти с дистанции тех, кто почти достиг высших уровней?» Часто слышала ответ: «Раздутое эго - никто не хотел иметь дело с этим индивидом, потому что в его представлении все вращалось вокруг него».

CEO должен воспринимать компанию как единое целое. Но если он ранее возглавлял производство, маркетинг или какую-то другую функцию, то, оказавшись на высшем посту, должен думать одновременно и о своей бывшей функции, и об организации как таковой. Как лидеры проявляют себя в таких ситуациях?

Я всегда наблюдаю за разными руководителями, когда они выступают на общем собрании или разговаривают с представителями СМИ. Что мне нравится больше всего - это когда вы не можете сказать, какой функцией они занимаются.

Помню, как о нашем HR-директоре говорили: «Какое направление она возглавляет? Разработку продуктов, потому что хорошо осведомлена в технических вопросах? Или маркетинг, ведь она имеет превосходное понимание сущности цифрового маркетинга?» И это самый большой комплимент для управленца высшего уровня.

Что бы вы посоветовали индивиду, который в совершенстве знает свои функции и вот-вот должен возглавить компанию?

Кто может стать успешным CEO (интервью)

Отложите свои амбиции в сторону, отойдите на шаг назад и берите уроки у других. Например, проведите один день в роли инженера, руководителя группы продаж, преподавателя или кого-то еще (в зависимости от того, что актуально для вашей отрасли). Если у управленца слишком большое эго, он этого не будет делать, потому что на какое-то время нужно забыть о своем статусе. Но многие топы идут на это, и таким образом приобретают способность глубже понимать свой бизнес.

В книге вы описываете четыре разные пути, которые ведут на вершину корпоративной иерархии. В чем их особенности?

Кто может стать успешным CEO (интервью)

Первый путь довольно прямолинеен. Вы долгое время работаете в одной компании, занимаете в ней различные должности. Возможно, двигаетесь вверх зигзагообразной дорогой через различные функции. Многие руководители говорили мне, что были моменты, когда им хотелось бросить все. «Мне никогда не удастся подняться на самый верх», - думали они. Но при этом проявляли настойчивость и достигали своих целей. Многие из них рассказывали, как им казалось, что за это время они проработали в трех-четырех компаниях. Если вы двигаетесь по этому пути, на самом деле должны любить свою организацию.

Второй - это путь «свободного агента». Вы достигаете определенного уровня и дальше хотите двигаться вверх. И здесь вы или сталкиваетесь с препятствиями (можете не понимать, как подняться наверх; или кто-то уже пытается занять должность, о которой мечтаете вы), или чувствуете, что разлюбили свою компанию. Именно тогда принимается критически важное для многих управленцев решение: «В какой именно момент лучше перейти в другую компанию, чтобы занять в ней должность топ-менеджера?».

Второй - это путь «свободного агента». Вы достигаете определенного уровня и дальше хотите двигаться вверх. И здесь вы или сталкиваетесь с препятствиями (можете не понимать, как подняться наверх; или кто-то уже пытается занять должность, о которой мечтаете вы), или чувствуете, что разлюбили свою компанию. Именно тогда принимается критически важное для многих управленцев решение: «В какой именно момент лучше перейти в другую компанию, чтобы занять в ней должность топ-менеджера?».

Третий путь - путь основателя. Предприниматели, которые работали в крупных компаниях, по разным причинам начинают испытывать влечение к основанию собственной. Эми Чанг (Amy Chang) почти поднялась на высшую ступень Google, когда ее захватила идея - помочь руководителям осваиваться в мире технологии и информатики. Чанг ушла из Google и основала Accompany.

Учредители рассказывали, что это очень рискованный путь. Нужны финансовые резервы на время, пока вы будете пытаться доказать ценность своей идеи. Здесь может быть и большой успех, и неудача. Выбирая этот путь, вы должны подготовиться к вероятности провала.

Сейчас трендом становится путь «перескакивания». Чак Роббинс занял должность CEO, минуя несколько уровней. На этом пути есть много вещей, которые невозможно контролировать. Ведь вы не можете заявить: «Собираюсь обойти своего босса и продвинуться несколькими ступенями выше». Однако в ваших силах системно углублять знания различных аспектов бизнеса и демонстрировать свой потенциал.

Когда мы изучали возможности кандидатов на высший пост Cisco, то увидели, что Роббинс имеет потенциал для того, чтобы стать CEO. Здесь очень многое зависит от умения формировать отношения, нужно иметь очень хорошие отношения с членами совета директоров, которые у него уже были.

Кроме того, если вы собираетесь «перескакивать» через кого-то или через несколько уровней, то как лидер должны иметь последователей. Нужна поддержка топ-менеджеров, сотрудников или клиентов, которые сказали бы: «Да, мы видим этого индивида в качестве первого руководителя».

Что, по вашему мнению, является самым важным для того, чтобы реализовать шанс стать CEO?

Кто может стать успешным CEO (интервью)

Вы должны видеть ценность в том, что унаследовали - в некоторых характеристиках оргкультуры, в способах взаимодействия с клиентами. Но также нужно желание изменяться самому и перестраивать компанию. Потому что не может быть какого-то одного правильного решения на следующие 10 лет. Все это несет в себе довольно высокий риск.

И второе - это выдержка и психологическая устойчивость. Поскольку многие CEO работают в условиях высокого стресса. Также, как уже упоминалось, нужно понимание не только «железа», но и «софта» бизнеса; другими словами, его «твердой» и «мягкой» стороны.

Что бы вы посоветовали тем, кому не удалось подняться на самый верх?

Кто может стать успешным CEO (интервью)

И в дальнейшем достигайте значимых результатов, старайтесь влиять на положение дел, независимо от роли, которую выполняете. Также важно сформировать отношения. И не только с боссом и с теми, кто находится на высших ступенях (сейчас этого недостаточно), но и с коллегами и подчиненными. Многие топ-менеджеры, которые достигли наивысшей позиции, нашли способ сформировать отношения «на 360°».